ВизиЯ Наука и технологии Тайны Стоунхенджа: ученые исследовали потерянные фрагменты

Тайны Стоунхенджа: ученые исследовали потерянные фрагменты

Давно потерянный фрагмент Стоунхенджа, когда-то сфотографированный реставратором, позволил ученым заглянуть внутрь колонны археологического памятника.

Стоунхендж построен из очень прочной породы - исследование

В 1958 году Роберт Филлипс, представитель буровой компании, помогавшей восстанавливать Стоунхендж, взял цилиндрический керн после того, как он был высверлен из одного из столбов Стоунхенджа. Позже, когда он эмигрировал в США, Филлипс забрал Камень 58 с собой.

Из-за того, что Стоунхендж находится под охраной, извлечение образцов невозможно. Но после возвращения керна в 2018 году у исследователей появилась возможность провести беспрецедентный геохимический анализ, результаты которого они описали в новом исследовании.

В результате было обнаружено, что возвышающиеся над Стоунхенджем камни, или сарсены, были сделаны из осадочных пород, которые образовались, когда по Земле ходили динозавры. Другие зерна в породе датируются возрастом до 1,6 миллиарда лет.

"Мы сделали компьютерную томографию породы, облучили рентгеновскими лучами, рассмотрели под различными микроскопами и проанализировали ее седиментологию и химический состав", - пояснил ведущий автор исследования Дэвид Нэш, профессор физической географии Брайтонского университета в Англии.

Стоунхендж. Утерянный камень 58

Читайте ВизиЯ на Google News

"За исключением анализа тонких срезов и пары химических методов, все методы, которые мы использовали в исследовании, были новыми как для Стоунхенджа, так и для изучения сарсеновых камней Великобритании", - рассказал Нэш в интервью Live Science.

Центральный круг столбов Стоунхенджа был возведен в эпоху неолита, около 2 500 лет назад, согласно данным "Английского наследия".

«Сарсены возводились в двух концентрических формах - внутренняя подкова и внешний круг, а блюстоуны [небольшие камни-памятники] устанавливались между ними по двойной дуге», - говорится на сайте организации "Английское наследие".

Как исследовали Стоунхендж?

Когда ученые рассмотрели в микроскоп тонкие срезы сарсеновой породы из Камня 58, они с удивлением обнаружили, что он на 99,7% состоит из кварца. Кварцевый "цемент" удерживал мелкие и средние зерна и образовывал взаимосвязанную мозаику кристаллов.

Что сделало камень более прочным, и, возможно, именно поэтому строители выбрали этот тип камня для монументального строительства.

"Этот цемент невероятно прочен. Мне интересно, могли ли строители Стоунхенджа что-то сказать о свойствах камня и выбрать не только ближайшие, самые большие валуны, но и те, которые с наибольшей вероятностью выдержат испытание временем", - поясняет Нэш.

Анализ также дал подсказки о возрасте отложений в породе.

"Песчаные отложения, в которых образовался камень, были отложены в период палеогена, 66-23 миллиона лет назад, поэтому сарсены могут быть не старше этого периода", - пояснил он.

Однако когда ученые сравнили соотношение изотопов в образцах, они обнаружили, что некоторые отложения в сарсеновом камне были еще более древними.

Ряд песчинок, вероятно, были выветрены из пород, относящихся к мезозойской эре (252-66 миллионов лет назад), когда их, возможно, топтали динозавры.

А некоторые песчинки образовались еще 1-1,6 миллиарда лет назад.

Хотя этот анализ дал ответы на некоторые вопросы о Стоунхендже, остаются и другие нерешенные загадки, в том числе местонахождение еще двух кернов, которые были выбурены из Камня 58 во время реставрации и которые также исчезли.

Работники музея Солсбери в Англии обнаружили часть одного из этих кернов в своей коллекции в 2019 году, сообщают исследователи. Директор музея Адриан Грин связался с представителем «Английского наследия» и сообщил об обнаружении части керна из камня 58 "в коробке с надписью "3x камни Стоунхенджа из "ящика сокровищ"", - говорится в исследовании.

Ученые обследовали фрагмент из Солсбери вместе с керном Филлипса. Однако "как и когда он оказался в музее, неизвестно", - пишут авторы.

Местонахождение третьего керна (и остальных кернов, найденных в музее Солсбери) "также неизвестно", - говорят ученые.