ВизиЯ Наука и технологии Тектоника плит Венеры - свидетельство внутреннего движения

На Венере обнаружены движущиеся плиты

Венера - токсичная адская планета, однако новые данные говорят, что у нее на много больше общего с Землей, чем предполагалось ранее.

Буквально на днях ученые обнаружили доказательства того, что кора Венеры состоит из тектонических блоков, которые постоянно взаимодействуют между собой. Тектоника Венеры не совсем похоже на земной аналог, но открытие свидетельствует о том, что кора планеты не является глобальной литосферой, и что в мантии проходят конвективные движения. Планета «дышит».

Венера геологически активна

Этот факт поможет нам лучше понять эволюцию ранней Земли.

"Мы выявили тектоническую деформацию на Венере, которая, как и на Земле, обусловлена внутренним движением", - говорит планетолог Пол Бирн из Университета штата Северная Каролина.

"Хотя она отличается от тектоники, которую мы сейчас наблюдаем на Земле, это все же свидетельство внутреннего движения, выраженного на поверхности планеты".

Земля действительно является уникальным небесным телом для Солнечной системы. Только здесь доказано явление тектоники плит и субдукции, в частности, когда земная кора с разных участков меняет свое положение, перемещаясь по расплавленному внутрипланетарному слою, мантии.

Мы не видим такой активности ни на Меркурии, ни на Марсе, ни на Луне. Не наблюдали и на Венере - что странно, учитывая схожие размеры и геологический состав планет.

Венера и Земля прошли совершенно разные эволюционные пути, и причины такого расхождения не до конца понятны. Если мы сможем выяснить, как и почему Земля и Венера превратились, соответственно, в пышный, процветающий океанический мир и палящую пустошь, мы сможем лучше понять, что происходит с экзопланетами в других частях Галактики.

Бирн и его команда составили карту поверхности Венеры, используя радиолокационные изображения, сделанные зондом НАСА "Магеллан" в 1990-х годах. Они заметили, что в низменных районах наблюдаются следы тектонической деформациях, возникающих при движении и взаимодействии больших блоков коры.

Вулканы на Венере

Чтобы доказать гипотезу тектонической активности, команда ученых смоделировала конвективные потоки под корой Венеры. Получилось, что на Венере могут существовать крупные участки, а не плиты, с разной скоростью перемещающиеся по мантии.

"Тектоника плит на Земле обусловлена конвекцией в мантии. Мантия горячая или холодная в разных местах, она движется, и часть этого движения передается на поверхность Земли в виде движения плит", - опясняет Бирн.

"Вариации на эту тему происходят и на Венере. Это не тектоника плит, как на Земле, - здесь не создаются огромные горные хребты или гигантские системы субдукции, - но это свидетельство деформации из-за внутренних потоков мантии".

Последние данные также свидетельствуют о том, что на Венере действует большое количество вулканов. Исследование, опубликованное в прошлом году, показало, что вулканические образования на поверхности планеты появились относительно недавно. Примерно миллиард лет или около того.

Для того, чтобы на поверхности возникли те особенности, которые наблюдала команда Бирна, тектонические подвижки должны были произойти после повторного извержения вулкана. Это говорит о том, что вулканическая деятельность протекает достаточно активно.

Иначе говоря, Венера находится на промежуточной стадии тектонической активности, на континууме между неподвижными глобальными оболочками Меркурия, Марса и Луны и более хрупкими тектоническими плитами Земли.

"Толщина литосферы планеты зависит в основном от того, насколько она горячая, как внутри, так и на поверхности", - говорит Бирн.

"Поток тепла из недр молодой Земли был в три раза больше, чем сейчас, поэтому ее литосфера могла быть похожа на ту, что мы видим сегодня на Венере: недостаточно большая для формирования плит, но достаточно крупная, чтобы разделиться на блоки, которые постоянно сталкиваются между собой".

Будущие наблюдения в рамках предстоящих миссий НАСА и Европейского космического агентства по изучению Венеры расскажут нам больше об этом увлекательном открытии.