ВизиЯ Наука и технологии «Хаббл» сфотографировал кольцо Эйнштейна», которое увеличивает Вселенную в несколько раз

Гравитация - это странный, загадочный клей, который скрепляет Вселенную, но это не предел ее очарования.

Мы можем наблюдать, как гравитация искривляет пространство-время, как выглядят далекие объекты и структуры, которые проще вычислить, нежели разглядеть.

Гавитация - это удивительный феномен, сотворивший Вселенную

Гравитационное линзирование — наше все, эффект, предсказанный Эйнштейном, и он прекрасно проиллюстрирован в новом релизе космического телескопа "Хаббл".

В центре изображения (внизу) - блестящее, почти идеальное кольцо, вдоль которого, как кажется, расположены четыре яркие точки, петляющие вокруг еще двух точек с золотистым сиянием.

Данный объект называется кольцом Эйнштейна; видимые яркие точки - не шесть галактик, а три: две в центре кольца и один квазар за ним, свет которого искажается и увеличивается при прохождении через гравитационное поле двух галактик переднего плана.

Поскольку их масса критично велика, они вызывают гравитационное искривление пространства-времени вокруг пары. Любой свет, проходящий через это пространство-время, следует за искривлением и попадает в наши телескопы как нечто размазанное, отраженное и увеличенное.

Блуждающие экзопланеты покидают галактику

Все, что обладает достаточной массой, может действовать как гравитационная линза. Речь идет об одной или двух галактиках или даже об огромных скоплениях галактик, которые создают удивительный беспорядок из-за отблесков света среди множества объектов.

Астрономы, смотрящие в глубокий космос, могут восстановить эти отблески и воспроизвести изображения, чтобы увидеть более далекие галактики, линзированные таким образом.

Но это не все, на что способно гравитационное линзирование. Сила линзы зависит от кривизны гравитационного поля, которое напрямую связано с массой, вокруг которой оно искривляется.

Таким образом, гравитационные линзы позволяют нам взвешивать галактики и их скопления, что, в свою очередь, помогает нам найти и нанести на карту темную материю - таинственный, невидимый источник массы, создающий клей, удерживающий равномерно удаленную от нас Вселенную.

Астрономии также известно микролинзирование — это, по сути, математическая модель, которая помогает найти объекты в Млечном Пути, слишком темные для того, чтобы их увидеть обычным способом. Некоторые ученые в таком случае говорят о черных дырах или нейтронных звездах.

Но источников «свободной» гравитации становится все меньше. Астрономам удалось обнаружить блуждающие экзопланеты - те, которые не прикреплены к звезде-хозяину, но которые произвольным образом. путешествуют по галактике. Они холодные и одинокие - благодаря увеличению, которое происходит, когда такие экзопланеты проплывают между нами и далекими звездами.

Сегодня мы обнаруживаем экзопланеты даже в других галактиках.

Но не представляем, какие сюрпризы нас ожидают, когда технологии совершат очередной квантовый скачок.