ВизиЯ Наука и технологии Путешествия в дальний космос невозможны - слишком большая радиация

Исследование: как защитить астронавтов от радиации

Всё настойчивее Илон Маск зазывает всех на на Марс. Но прежде, чем это произойдет, придётся преодолеть ряд технических проблем. И это совсем не то, как помыться или сходить в туалет в невесомости, а защита астронавтов от радиации.

Группа исследователей из Университета Северной Каролины в Шарлотте и Стэнфордского университета проверила возможность использования грибка, обнаруженного на территории Чернобыльской атомной электростанции, для защиты астронавтов от радиации.

Дело в том, что некоторые виды грибов могут отлично себя чувствовать в очень радиоактивном месте – внутри разрушенного реактора Чернобыльской АЭС. У этих грибов протекают процессы, похоже на фотосинтез, но это радиосинтез: используя пигменты, такие как меланин, грибы преобразуют гамма-излучение в химическую энергию.

Грибок из Чернобыльской зоны поможет бороться с радиацией

Учёные и предположили, что такие грибы могут быть использованы в качестве радиационного щита для защиты других форм жизни. Например, человека. Грибочки Cladosporium sphaerospermum из ЧАЭС взяли на Международную космическую станцию (МКС) и проверили их способность ослаблять ионизирующее излучение. Сам эксперимент длился 30 дней и считался аналогом пребывания на поверхности Марса.

В эксперименте на МКС одна сторона чашки Петри была покрыта грибком (толщиной 1,7 мм), а вторая была чистой и являлась контрольной. К нижней части чашки Петри был прикреплен детектор для измерения проникающего излучения. Через 30 дней обнаружили, что сторона чашки Петри, покрытая грибком, снижает уровень излучения, проходящего через чашку, примерно на 2% по сравнению с контрольной стороной. Что вроде и совсем немного. Но если слой этого гриба будет толщиной около 21 см, то это может в значительной степени свести на нет годовой эквивалент дозы радиационной среды на поверхности Марса. А если мы возьмём эквимолярную смеси меланина и марсианской почвы, то потребуется всего около 9 см этой смеси.