ВизиЯ Наука и технологии Археологи-экспериментаторы воссоздают технологии и образ жизни прошлых эпох

Экспериментальная археология – искусство воссоздания прошлого

Археология - это не только поиск различных предметов, изготовленных людьми сотни и тысячи лет назад. В какой-то момент это направление научных исследований приросло весьма интересной областью, которая называется «экспериментальной археологией». Ученые, представляющие её, выдвигают гипотезы о том, как наши предки создавали те или иные предметы, после чего проверяют свои предположения на практике. Реконструируемым объектом может стать и полинезийская лодка, и древнеегипетское пиво. Часто эта работа позволяет понять, какими умениями обладали люди, населявшие планету в далеком прошлом.

1. Каменные орудия

Очень часто археологи-экспериментаторы воссоздают каменные орудия. В 2010 году представительница этого направления научной деятельности по имени Лин Уодли попыталась изготовить копию древнего копья. Это оружие выглядит исключительно примитивным - всего лишь острие, прикрепленное к длинной палке. Однако процесс его производства вряд ли покажется простым, если вы решите сделать копье собственными руками. Уодли провела химический анализ, чтобы выяснить, из каких материалов мастерили своё оружие люди, жившие в Африке около 70000 лет назад. Затем она изготовила острие.

Экспериментальная археология. Как восстанавливают копья

Получить режущие края, сталкивая один камень с другим, оказалось очень сложно, но девушка в конечном итоге добилась приемлемого результата. Вставив «боевую часть» в древко, Уодли принялась дробить камни, чтобы добыть охру. Смешав этот материал с воском и соком акации, она сварила клей, которым затем укрепила острие в нужном положении.

Изготовив копье, Уодли пришла к выводу, что древние люди обладали абстрактным мышлением, способностью к планированию, другими когнитивными навыками. Первое из названных качеств необходимо для изобретения многокомпонентного клея. Использующийся в производстве сок может иметь разную густоту, поэтому для получения хорошего конечного продукта требуется определенная гибкость мышления. Клей застывал примерно за шесть дней - это свидетельствует о том, что наши африканские предки могли планировать. Наконец, у них наверняка был относительно сложный язык - он просто необходим для передачи навыков из поколения в поколение.

Выводы Уодли подтверждаются другими учеными - они считают, что речь у человека появилась не в последнюю очередь для того, чтобы обучать потомство искусству изготовления каменных орудий. Доказать сей постулат трудно, но попытки сделать это не прекращаются. В 2017 году представители интересующего нас направления археологии заставили участников своего эксперимента высекать острия из камней, чтобы понять, требуется ли общение для освоения этого непростого ремесла. Был выбран тип наконечников, появившийся около двух миллионов лет назад. Первая группа новичков работала молча - наблюдая за «мастером» и повторяя его действия. Результат в этом случае был ужасен. Второй коллектив обучали с помощью жестов, и здесь успехи были получше. Участникам эксперимента из третьей группы разрешили использовать речь, и только они смогли полностью запомнить метод обработки камня и повторить его самостоятельно. Это говорит о том, что речевое общение является оптимальным способом сохранения полученной информации.

2. Плавсредства

Каменные орудия воссоздавались учеными ещё в 19 веке. Однако в полную мощь экспериментальная археология заработала лишь в середине двадцатого столетия. Одним из самых заметных её представителей можно считать норвежского антрополога Тура Хейердала. В 1947 году он решил на практике подтвердить свою гипотезу о том, что Полинезийские острова, находящиеся в «нижней» части Тихого океана, были заселены иммигрантами из Южной Америки, преодолевшими расстояние в 8000 километров на деревянных плотах. Отважный ученый вместе с пятью соратниками прибыл в Перу. Здесь они, взяв за основу исторические свидетельства о плавсредствах, использовавшихся древними обитателями континента, построили из бальсовых бревен плот «Кон-Тики» длиной 13 метров. Команда Хейердала отправилась в путь и через 101 день добралась до островов полинезийского архипелага Туамоту.

Путешествие Тура Хейердала

Впоследствии выяснилось, что гипотеза норвежца ошибочна. В 2003 году анализ ДНК показал, что острова не заселялись иммигрантами из Южной Америки. Однако плавание «Кон-Тики» все равно было невероятно важным, так как помогло по-новому взглянуть на возможности экспериментальной археологии. Именно оно вдохновило последователей Хейердала на постройку традиционного каноэ хокулеа, которое отправилось в плавание в 1976 году. Воссоздано было не только само плавсредство - ученые воскресили практически забытую технику навигации, использовавшуюся в этой части света.

В то время научное сообщество оживленно обсуждало вопрос о том, как, начиная приблизительно с 800 года до нашей эры, заселялся людьми гигантский Полинезийский треугольник. Это более тысячи островов, разбросанных по территории в 25 миллионов квадратных километров между Гавайями, Новой Зеландией и островом Пасхи. Кто-то утверждал, что полинезийцы обнаруживали участки суши случайно, выходя в океан и дрейфуя по воле ветров и волн. Другие же считали местных жителей искусными мореходами, предполагая, что они применяли довольно точные методы навигации. Чтобы разобраться с этим вопросом, было решено построить каноэ, традиционно использовавшиеся в этих краях. За основу конструкции были взяты рисунки 18 века, запечатлевшие эти оригинальные суда.

Затем организаторы эксперимента нашли в Микронезии морехода по имени Мау Пиайлуг - одного из нескольких оставшихся в мире людей, сохранивших знания о традиционной полинезийской навигации. Погрузившись в каноэ на Гавайских островах, абориген вместе с помощниками вышел в океан. Ориентируясь по солнцу, звездам, облакам, траектории полета птиц и направлению движения волн, Пиайлуг, преодолев 4000 километров, через 34 дня прибыл на Таити. Это наглядно продемонстрировало, что древние полинезийцы обладали навыками, необходимыми для обнаружения и заселения тысяч островов.

3. Кулинария

Археологи-экспериментаторы не чужды и кулинарии. Они по старинным рецептам пекут хлеб, варят пиво и готовят средневековые блюда. Это занятие позволяет воссоздать вкусы и ароматы, которые радовали людей в далеком прошлом. В 2019 году группа ученых, состоящая из археолога, физика и микробиолога, «воскресила» дрожжи, использовавшиеся египтянами 4000 лет назад. Затем исследователи сварили пиво и выпекли хлеб. Это помогло установить, что грибки способны выживать в некоем подобии гибернации в течение как минимум нескольких тысяч лет, но не менее интересны и результаты проведенного учеными эксперимента.

Кухня Древнего Египта

Они взяли образцы дрожжей из древнего пивного сосуда и буханки хлеба. Затем сварили хмельное питье, используя оба добытых грибка. Если бы напитки оказались идентичными, это могло означать, что египтяне брали дрожжи из пива и пекли с их помощью хлеб, то есть обладали знаниями о некоей странной субстанции, которая заставляет тесто подниматься, а спиртное бродить. Сегодня это не кажется чем-то выдающимся, однако надо понимать, что дрожжи как таковые были открыты только в середине 19 века. Пиво, сваренное из двух образцов, получилось очень разным на вкус, и окончательный ответ станет известен лишь после намеченного генетического анализа грибков. Пока же упомянутый научный коллектив изучает химический состав древнеегипетского хлеба и проводит эксперименты по его выпечке.