ВизиЯ Наука и технологии Исследование: динозавры откладывали яйца с мягкой скорлупой

Динозавры не совсем были рептилиями

Что было в начале курица или яйцо - до сих пор остается загадкой. Но кажется, яйца с мягкой скорлупой появились ранее, чем с твердой, по крайней мере, для динозавров.

Это несколько удивительно, учитывая, что большинство палеонтологов до сих пор считали, что первые яйца динозавров имели твердые скорлупы. Кроме того, современные крокодилы и птицы (которые в основном являются живыми потомками динозавров) откладывают яйца с твердой скорлупой, что заставляло ученых думать: вымершие ящеры делали то же самое.

Палеонтолог Марк Норелл убежден, что до сегодняшнего дня не было оснований сомневаться в жесткости оболочки обитателей Юрского периода.

Протоцераптопс

Однако когда его команда проанализировала окаменелые яйца двух видов динозавров, то нашла доказательства того, что у этих яиц были мягкие скорлупы, похожие на современные яйца черепах. Больше того, твердые скорлупы сами по себе эволюционировали и сосуществовали с «мягкими» аналогами. Почему возникло такое необычное сосуществование, палеонтологи не объясняют.

Исследования останков Protoceratops и Mussaurus оказали, что они были вегетарианцами. Муссаурус оказался более крупным. Он бродил по земле около 225 миллионов лет назад. ТА вот Protoceratops жил примерно на 150 миллионов лет позже. Яйца этих животных были мягкими и покрыты пористой кожицей.

Protoceratops обитал в меловом периоде в районе современной Монголии. Шесть обнаруженных яиц содержали скелеты зародышей, некоторые с яйцевидным «ореолом», окружающим их. Когда исследователи посмотрели на эти ореолы с помощью мощных микроскопов, они увидели темно-коричневый слой яичной скорлупы, вероятно, из органического вещества. Аналогичные наблюдения показали тот же результат на примере Mussaurus.

Mussaurus

Чтобы подтвердить свою теорию, команда сравнила химические признаки минералов в окаменелостях с теми, которые находятся в яйцах с мягким скорлупой у современных животных - черепах, ящериц и крокодилов.

Палеонтологи решили, что все ореолы имеют следы яиц с мягкой скорлупой.

В другом исследовании, вышедшем в издании Nature на прошлой неделе, Джулия Кларк и ее коллеги сообщают, что они обнаружили в Антарктиде яйцо с мягкой скорлупой. Возраст находки примерно 65 миллионов лет. Это первая такая находка в столь суровом климате. Причем размере яйца превышает стандартный футбольный мяч.

окаменелые яйца динозавров, найденные в Антарктиде

Вместе с тем структурно они похожи на яйца современных ящериц. Яичная скорлупа тонкая, состоит из нескольких слоев и не имеет пор. Складки на внешней поверхности придают ему сдутый или смятый вид.

Авторы статьи предполагают, что яичным слоем был Antarcticoolithus bradyi, ранее неизвестная крупная рептилия, которая жила в океане во время позднего мела. Команда отмечает, что они не нашли никаких скелетных останков внутри яйца.

В сопутствующей статье Nature палеонтологи Йохан Линдгрен и Бенджамин Кир предлагают альтернативную теорию: яйцо могло быть заложено динозавром. Они утверждают, что вес таинственного яйца соответствует тем, которые откладывал неавинозавр. Кроме того, в Антарктиде были обнаружены окаменелые останки как птиц, так и неавинозавров. Таким образом, яйцо было отложено на суше, а затем яичную скорлупу вымыло в море, где она отложилась, а со временем окаменела.

Но как произошел переход от мягкой к твердой оболочке остается загадкой. Возможно, что процесс эволюции шел параллельно, однако прямых доказательств такой гипотезы нет.