ВизиЯ Наука и технологии Денисовский человек, по-видимому, обитал в Индонезии - исследование

Денисовский человек, по-видимому, обитал в Индонезии

Скелет древней женщины, обнаруженный в индонезийской пещере в 2015 году, не похож ни на один из до сих пор найденных антропологических образцов.

Скелет женщины, идентифицированный как потомок денисовского человека

Впрочем, археологи заговорили о самых ранних мигрантах, покинувших материковую Азию и начавших путешествие в Новую Гвинею и Австралию.

Находка датируется возрастом в 7200 лет и относится к культуре охотников-собирателей, известных как тоалейцы, которые, как считается, были родственны самым ранним поселенцам Индонезии. 65 000 лет назад, во время последнего ледникового периода, предки тоалейцев, вероятно, прибыли по морю из материковой Азии.

Хотя их культура так и не смогла преодолеть индонезийский остров Сулавеси, похоже, что их родственники продолжали продвигаться вперед.

По крайней мере, об этом говорит кость внутреннего уха найденной женщины. Ее череп стал первым образцом ДНК человека, обнаруженным в Валлацее - древнем островном регионе, который когда-то служил воротами в Новую Гвинею и Австралию.

"Эти охотники-собиратели были самыми первыми жителями Сахула, суперконтинента, возникшего во время плейстоцена, когда уровень мирового океана упал, открыв сухопутный мост между Австралией и Новой Гвинеей", - объясняет археолог Адам Брумм из Университета Гриффита в Австралии.

"Чтобы добраться до Сахула, первопроходцы пересекли океан через Валлацею, но об их путешествиях мало что известно".

Сегодня археологи спорят о том, откуда впервые пришли тоалейцы и когда они прибыли в Валлацею. Те немногие орудия труда и артефакты, которые сохранились от их давней культуры, ограничиваются очень маленьким кусочком индонезийского острова, то есть их культура была довольно маленькой и изолированной.

Череп Бессе' — так называются останки женщины - одно из немногих сохранившихся свидетельств. Тщательный геномный анализ показал, что у генетика этой 17-18-летней девушки отличается от ранее изученных предков. Похоже, что она - некий древний промежуточный вид, застрявший на острове между двумя суперконтинентами.

Примерно половину своего генетического кода Бессе унаследовала от коренных жителей Австралии, а также от аборигенов Новой Гвинеи и западных островов Тихого океана, что позволяет предположить, что ее предки продолжали кочевать по островам Сулавеси.

Интересно, однако, что Бессе не имеет общих предков с современными людьми, живущими на острове. Исследователи полагают, что мигранты с территории современного Тайваня начали вытеснять небольшую культуру Сулавеси примерно 3 500 лет назад. К 5 веку нашей эры это сообщество исчезло окончательно.

"Открытие Бессе' демонстрирует, как мало мы понимаем об истории раннего человечества в нашем регионе, и как много еще предстоит узнать", - говорит Брумм.

Например, тоалейцы, по-видимому, имеет значительные гены денисовского человека. Это служит убедительным доказательством того, что в Азии сосуществовали денисовцы и современные люди - аналогично образом в Европе скрещивались неандертальцы и Homo Sapiens.

Cмешение генов произошло либо до заселения Валлацеи, либо где-то в самом Тихом океане.

На других близлежащих к Сулавеси островах также были обнаружены древние охотники-собиратели без явных признаков денисовского человека, что позволяет предположить: Сулавеси или какой-либо другой остров Валлацеи мог быть решающим местом, где архаичные и современные люди смешивали свои гены.

"Очевидное присутствие давно существующей популяции архаичных гомининов на юго-западе Сулавеси обеспечивает возможный источник события интрогрессии", - пишут авторы.

"Предыдущие исследования предполагали, что две глубоко дивергентные денисовские линии смешались с предками папуасов, но наших геномных данных в настоящее время недостаточно, чтобы различить один или несколько импульсов интрогрессии".

Достоверно известно, что предки людей, проживающих в Папуа-Новой Гвинее, похоже, не имеют такого высокого процента генов, полученных от денисовского человека, как женщина из Тоалеи. Это позволяет предположить, что денисовские гены разбавлялись по мере того, как люди продвигались дальше от Азии.

Но это только идея. Нам нужно гораздо больше генетических данных, прежде чем мы сможем начать правильно прослеживать историю миграции через Азиатско-Тихоокеанский регион.