ВизиЯ Наука и технологии Марсоход Curiosity, возможно, обнаружил причину исчезновения жизни на Марсе

Curiosity, возможно, обнаружил причину исчезновения жизни на Марсе

Свидетельства древней жизни, возможно, были стерты с некоторых участков Марса, говорится в новом исследовании НАСА.

Марсоход Curiosity космического агентства сделал удивительное открытие, исследуя богатые глиной осадочные породы вокруг места посадки в кратере Гейла - бывшего озера, образовавшегося после столкновения астероида с Красной планетой примерно 3,6 миллиарда лет назад.

Ученые, возможно, нашли причину гибели жизни на Марсе

Глина является хорошим указателем на существование жизни, поскольку она обычно образуется, когда скалистые минералы выветриваются и гниют после контакта с водой - ключевым ингредиентом жизни. Она также является прекрасным материалом для хранения микробных окаменелостей.

Но когда Curiosity взял два образца древнего аргиллита, осадочной породы, содержащей глину, с участков высохшего дна озера, датированных одним и тем же временем и местом (3,5 млрд лет назад и расположенных всего в 400 м друг от друга), исследователи обнаружили, что один участок содержит лишь половину ожидаемого количества глинистых минералов.

Вместо этого в нем находилось большее количество оксидов железа - соединений, придающих Марсу ржавый оттенок.

Команда считает, что виновником этого геологического исчезновения является рассол: сверхсоленая вода, которая просочилась в богатые минералами глинистые слои и дестабилизировала их, стерев участки геологической - и, возможно, даже биологической - летописи.

"Раньше мы полагали, как только эти слои глинистых минералов сформировались на дне озера в кратере Гейла, они так и остались, сохранив момент своего формирования на миллиарды лет", - сказал в своем заявлении ведущий автор исследования Том Бристоу, представитель НАСА в Маунтин-Вью, штат Калифорния.

Curiosity нашел следы древней жизни на Марсе

"Но более поздние рассолы разрушили эти глинистые минералы, по сути, обновив историю породы".

Марсоход завершил свой анализ, пробурив слои породы, а затем использовал для исследования образцов свой химический и минералогический прибор, известный как CheMin.

Процесс химического преобразования в отложениях называется диагенезом, и он мог привести к появлению новой жизни под Марсом, даже если он стер некоторые свидетельства старой жизни на его поверхности, считают авторы исследования.

По словам ученых, даже если старые свидетельства жизни были стерты в рассольных пятнах, химические условия, вызванные притоком соленой воды, могли позволить новой жизни зародиться на их месте.

"Это прекрасные места для поиска свидетельств древней жизни и определения пригодности для обитания", - говорит соавтор исследования Джон Гротцингер, профессор геологии из Калифорнийского технологического института.

"Несмотря на то, что диагенез может стереть признаки жизни в первоначальном озере, он создает химические градиенты, необходимые для поддержания жизни под землей, поэтому мы очень рады, что обнаружили это".

Миссия Curiosity на Марсе началась девять лет назад, но ровер продолжает изучать Красную планету гораздо дольше первоначального двухлетнего срока миссии, чтобы установить историческую пригодность Марса для жизни.

В настоящее время он работает в сотрудничестве с новым марсоходом Perseverance, который приземлился в феврале 2021 года и получил задание собрать образцы горных пород и почвы для возможного возвращения на Землю.

Исследования, проведенные Curiosity, не только показали, как менялся марсианский климат, но и помогли Perseverance определить, какие образцы грунта необходимо собрать, чтобы увеличить шансы на обнаружение жизни.

"Мы узнали кое-что очень важное: есть некоторые части марсианских пород, которые не очень хорошо сохраняют свидетельства прошлого планеты и возможной жизни", - говорится в заявлении соавтора исследования Ашвина Васавада, научного сотрудника проекта Curiosity из Лаборатории реактивного движения НАСА в Калифорнии.

Поиски жизни на Марсе оживились благодаря новому исследованию, которое позволило триангулировать возможное местоположение шести выбросов метана, обнаруженных марсоходом Curiosity во время его пребывания в кратере Гейла. Поскольку весь метан в атмосфере Земли поступает из биологических источников, ученые очень рады обнаружению этого газ на Марсе.