ВизиЯ Государство Институты Полития - это... Древнегреческая экономика и ее взаимосвязь с полисом

Греческий ойкос и его взаимосвязь с Полисом

«Небесной добродетели требуется согласовать выгоды откупщиков и жителей, 

чтобы не принести одних в жертву другим, сделать так,

чтобы и овцы были целы и волки сыты».

Цицерон, республиканец

Греция - одна из первых цивилизованных (цивик-гражданин, то есть гражданских) стран в Европе. Именно Греция подарила миру политию (РесПублику) и полис (Город).

Свободные граждане «налогов» не платят. Напротив, они получают некую «публичную общую часть, или долю» от доходов с имущества местного самоуправления, управления имущества Единицы (Штата, Земли, Области) и РесПублики. Бюджет пополняется в РесПублике за счет других сборов.

Как выглядел древнегреческий полис

Средства на общественные расходы большей частью поступали от общинной собственности, например, с земельных участков, порой от рудников, а кроме того, от таможенных пошлин, податей на иноземцев, с налогов на продажу негражданского имущества (операции не-граждан), судебных пошлин и штрафов. Когда этих поступлений не хватало, взимали налоги на доходы, в частности на доходы от сельского хозяйства. Решения об этом принимались в зависимости от обстоятельств всеми полноправными гражданами на собраниях, комициях, пребесцитах, референдумах. Nihil Novi (дословно – ничего нового) – латинский термин из Римского Права периода РесПублики, запрещающий вводить новые законы или налоги без всеобщего согласия и одобрения. Этот же принцип применялся, кстати и в Ржечи Посполитой (РесПублике, или Вещи (Деле) Публичной)

По совету Фемистокла было решено высокие доходы от новых месторождений серебра в Лаврионе не распределять между гражданами (что делалось ранее всегда), а выдавать по одному таланту на каждую сотню богатых граждан, чтобы каждая из них выстроила на эти деньги по одной триере, самому современному военному судну того времени. На постройку судна денег, вероятно, хватало, но их было недостаточно на его дорогостоящее оснащение, ремонт, управление, содержание команды гребцов. Хозяевам приходилось доплачивать из собственного кармана. Расчет был на литургию, т.е. на общественную повинность олигархов. В число таких повинностей входили финансирование праздничных шествий, культовых факельных шествий, хоров, комедий, трагедий, строительства.

В середине V в. до н.э. появилась необходимость оплачивать содержание пеших войск, что стоило больших денег, особенно когда солдаты отправлялись в длительные военные походы или участвовали в многомесячных осадах крепостей. Войны в основном финансировались за счет войн, т.е. за счет реквизиций, однако требовали все больших расходов. Потребовалось также установления особой статьи в бюджете — материальное обеспечение многочисленных сирот войны.

Выборные должности в древнегреческом полисе

Читайте ВизиЯ на Google News

Второй довольно значительный комплекс затрат — минимальная оплата выборных должностей, появившаяся позже, во времена демократии. Ранее ДОЛЖНОСТИ НЕ ОПЛАЧИВАЛИСЬ, введение диеты (диета — суточное или месячное содержание, которое получали древнегреческие «парламентарии»). Кроме того, во время больших театральных представлений каждому гражданину выплачивалась определенная денежная сумма, чтобы он мог принять участие в празднестве. Эти деньги представляли собой особые административные расходы в политии (РесПублике).

Кроме того, в V в. до н.э. появилось множество других, новых расходов. Например, на содержание полиции (специально обученные люди под управлением выборного управленца, следящие за порядком в полисе - политии) из 300 скифских рабов, на снабжение города зерном и лесом на строительство судов, дипломатические миссии, на публикацию законов, текст которых высекался на камне, на спортивные игры.

Экономика в Древних Афинах

Доходы политии Афин почти наполовину складывались из взносов полисов — членов союза. Выросли поступления от взимания таможенных пошлин, рыночных налогов и налогов на иноземцев. Каждому иностранцу, селившемуся в Афинах, надлежало платить подушную подать.

Одним из важнейших перевалочных пунктов на Эгейском море стал Пирей. Ввозная и вывозная пошлины составляли вначале 1%, а затем повысились до 2%. Сильно выросли судебные сборы. Возникли новые виды налогов, например на древнейшую в мире профессию. Однако прямых налогов с граждан, в тогдашних Афинах, не было.

Подсчитано, что максимальная сумма, которую богатые горожане должны были затратить на триерархии, равнялась примерно 200 талантам.

Такую сумму вносил всего 1% всех граждан - олигархов. Отчисления на Пелопоннесскую войну, начавшуюся в 431 г., составляли также 200 талантов. При расчете этой суммы исходили из того, что на такие сборы следовало уплатить 2—3% стоимости имущества. Расходы на возведение Парфенона оцениваются примерно в 700 талантов, содержание одной команды триеры в 430 г. половину таланта в месяц, а через пятнадцать лет, в связи с сицилийским походом, эту сумму увеличили до одного таланта.

Налоги взимали откупщики, обязавшиеся платить твердую сумму общине. Деньги поступали в различные кассы, возглавляемые выборными казначеями.

Другого способа осуществлять контроль за финансовым хозяйством, кажется, не было. Деньги шли не только в руки политии, которая через выборных сменяемых управленцев ведала бы ими в рамках общего бюджета. Это немаловажное различие. Даже если излишки по соответствующему решению могли быть переданы из одной кассы в другую, прямая взаимосвязь между расходами и доходами все же сохранялась. Впоследствии нашли и нужную формулировку, верно подметившую способ общественного хозяйствования: деньги появляются только тогда, когда они действительно нужны, но не раньше. Доходы напрямую соизмерялись с потребностями в расходах, а не наоборот — расходы, которые намечались бы в зависимости от суммы доходов, имевшихся в распоряжении.

Как древние греки платили налоги

Одновременно с различными кассами полиса существовали еще и кассы храмов, поступления в которые шли от сдачи в аренду земельных участков, из денежных пожертвований и приношений, а также от налогов на доходы из той части военных трофеев, которая посвящалась богам. Полис, если заставляла нужда, мог брать эти деньги в качестве займа под проценты, правда, зачастую не имея возможности возвратить их. Общественных займов практически не было. При необходимости для покрытия дефицита на состоятельных граждан полиса раскладывался соответствующий «налог», процесс сбора которого через местное самоуправление именуется традиционно «литургией»

В это же время были учреждены так называемые «антидосисы». Тот, кто считал, что его состояние меньше, чем у другого, и, следовательно, он в меньшей степени обязан исполнять литургию, мог подать в суд прошение об изменении оценки его состояния. Таких жалоб богатых граждан было очень много, например по поводу эксплуатации и несправедливого к ним отношения. Часто, «по решению суда присяжных», шли пересмотры отчислений, хотя конечно некоторые граждане преувеличивали свое бедственное положение.

Вывод- для построения политии (республики) больше подходят косвенные «налоги», нежели так называемые прямые, или подушные (с каждого). А повышение «налогов» неизбежно приводит к тирании и коррупции.

TAXES это не «налоги», это некие фиксированные отчисления граждан, таксы или такса, тарифы, взамен которых они, граждане, получают дополнительные возможности от РесПублики для занятия своим частным бизнесом (рес приватис). Грубо говоря, это публичная покупка «возможностей для вполне легального обогащения».

Свобода и цивилизация (гражданственность) совместимы. Легче строить цивилизованное (граджданское) общество, потому что иначе возникает страшная деспотия. Речь идет о совершенной по тем временам цивилизационной гражданской модели.

Для Граждан РесПублики непрямые «налоги», именуемые в уважающей себя РесПублике taxes (таксы, такса) есть признаки Свободы. Физические лица не облагаются налогами. Налогами облагаются разные виды коммерческой деятельности (торговля, импорт, пользование дорогами, мостами, портами). Taxes оправдываются тем, что за них люди приобретают определенные дополнительные возможности для извлечения дополнительных доходов и роста своего благосостояния.

Порт в древних Афинах

К примеру, в древней Греции «налог» на пользование портом составлял 2%, а на тех линиях, на которых было много пиратов – 10%. Деньги шли на обеспечение безопасности. Были также налоги на аукционы, услуги гостиниц, рабов и сделки с недвижимостью. Большинство налогов платили иностранцы, которые приезжали в Афины делать бизнес. Наказанием за неуплату налогов было взыскание неуплаченной суммы в десятикратном размере. Иностранцам, к тому же, грозила конфискация имущества. Информаторы получали 50% от суммы взысканных налогов за «наводку».

Драхма была самой сильной и стабильной валютой мира. Она была из чистого серебра, и власти дорожили ее репутацией, как сегодня швейцарцы дорожат своими деньгами. Таким образом, успех Греции был обеспечен за счет следующих факторов: хорошие законы, защищавшие собственность, стабильные деньги, безопасные морские маршруты и низкие налоги. Многие полисы Греции управлялись тиранами. Для греков любая форма тирании была по определению плохой. Для них прямые налоги и тирания были синонимами. Диктаторы прибегали к прямым налогам, конфискации, тюремному заключению, чтобы держать народ в повиновении и страхе. Историки отмечают и разумных авторитарных лидеров. Таким был Писистрат (550 г. до н. э.). Он защищал гражданские права бедных, стоил библиотеки и, как все тираны, собирал 10-процентный подоходный налог. Аристотель, который жил 200 лет позже, рассказал такую историю о Писистрате. Он любил переодеваться и спрашивать у простых людей, как они живут. Во время одного из таких рейдов он увидел фермера, который трудился на скалистой земле. В ответ на вопрос о том, что он собирается получить из этого участка земли, фермер ответил: «Что бы я ни получил, Писистрат должен получить десятую часть». Диктатор растрогался и объявил хозяйство фермера безналоговой зоной. Заметьте, налог от тирана даже тогда не превышал десятины!

Во время его правления прямым был подушный налог, а также 10-процентный налог на урожай, который собирался из городов-вассалов. Это было что-то наподобие дани. 10-процентным налогом облагались также доходы представителей так называемых презираемых профессий, среди которых были проститутки, тогдашние психологи (soothsayers), медицинские работники. 10-процентный налог на урожай был фиксированным во времена плохого урожая и варьировал во времена хорошего урожая. Опыт египтян, которые, по сути дела, изобрели геометрию для измерения площади земли возле Нила, помогал грекам определить налоговую нагрузку с земли.

Граждане древних Афин

Граждане Греции презирали прямые налоги, но облагали ими разные категории людей, в первую очередь приезжих. Иностранцы назывались metics, метиками. Они платили ежемесячный подушный налог metoikion. Одна драхма с мужчины и полдрахмы с женщины. Метиком был тот, у кого не было афинского отца и матери. Таким образом, налоговое освобождение было гарантировано только для жителей Афин и их детей. Поскольку в Афинах жило много иностранцев, то подделывание документов было обычным делом. Статус афинянина не только освобождал от налогов, но и давал право владеть землей, которая также не облагалась налогами. Если метика ловили на неуплате налогов или владении землей, земля конфисковывалась, а налоги взыскивались по полной программе.

Никто не освобождался от чрезвычайного налога, который взимался на ведение военных действий. Он назывался eisphora. Этот налог ликвидировался сразу после окончания военных действий. Сбор этого налога был чрезвычайно любопытным. Все граждане разбивались на сотни. Каждая сотня избирала своего сотника и двух вице-сотников. Каждый гражданин делал декларацию доходов. Налог вводился на основании этой декларации. Причем гражданин публично клялся, что указал все. После этого три члена сотни по жребию должны были сразу же заплатить всю сумму налога. Затем они возмещали себе уплаченные в казну деньги, превращаясь, по сути дела, в сборщиков налогов. Во всей этой системе не было надсмотрщиков или бюрократов.

Очередной популярной формой налогов была «дань» (персидская трактовка). Ее платили более слабые города Афинам или Спарте за предоставление охранных услуг. Дань от городов шла в казну, которая была расположена в Делосе. Отсюда пошло название Delian League. Каждый город имел один голос на общем собрании, но Афины контролировали военные дела и финансы. Случилось так, что доверенный афинский генерал Аристид был назначен смотрителем казны. Его потом назвали справедливым. Все афиняне платили налоги, которые оценивал Аристид. В отличие от «министра финансов» его подчиненные не отличались неподкупностью и были склонны к коррупции. Вскоре казна переехала в Афины. Афины получили полный контроль над деньгами. Ставки налогов дважды удваивались. Афиняне тратили деньги на себя и на украденные делосские деньги построили те памятники, которые сегодня символизируют золотой век греческой цивилизации. Наступил период налогового пресса городов-вассалов, т.е. того, с чем боролись первые греческие политийцы.

Выйти из Лиги было невозможно

Выйти из Лиги было невозможно. Остров Мелос попытался, но был уничтожен, а его детей и женщин продали в рабство. Так греки вспомнили ассирийские методы устрашения неплательщиков налогов и тех, кто пытался выйти из их сферы влияния. Вскоре наступил конфликт между Афинами и Спартой, которая также оставалась центром со своими городами-сателлитами. В результате кровопролитной войны Спарта победила в Пелопонесской войне. Так бесславно завершилась история Афинской гражданской политии и затем всей греческой цивилизации.

В XVIII веке историк лорд Эктон сказал: «Власть склонна коррумпировать, а абсолютная власть коррумпирует абсолютно». Слово «склонна» часто опускают. Афиняне при демократии забыли эту аксиому. Для руководителей Афин строительство Пантеона было важнее, чем репрессии городов-вассалов. Они считали, что в национальных интересах всех греков построить Пантеон и другие архитектурные излишества. Сегодня многие политики рассуждают точно также, оправдывая высокие налоги. Не надо забывать, чем закончилась греческая бюрократия.

В свои лучшие годы греческая экономическая система поражала воображение. Система сбора налогов не имела бюрократии и не использовала полицию. Налоги были прогрессивными, т. е. чем богаче, тем больше платишь. Минимум активов никогда не облагался налогами и четко фиксировен на уровне Публичного права через принятые законы. Бедные не платили eisphora. Обложение торговых операций было главным источником доходов бюджета. Но основным источником доходов бюджета были добровольные пожертвования богатых жителей Афин. Когда городу нужны были деньги на некие проекты (строительство мостов, спортивные соревнования, строительство военных кораблей, фестиваль и т.д.), к властям приглашались богатые люди. Это не было ни конфискацией, ни принуждением. Такое собрание называлось литургией. Она была основана исключительно на традиции, а не на силе полиции. Ксенофон так записал разговор Сократа с богатым афинянином: «Я вижу, что город уже обложил тебя высокими налогами на содержание домов, финансирования театральных постановок, строительство спортплощадок и других проектов. Если разразится война, я знаю, что ты вынужден будешь платить за строительство военных кораблей, а также вознаграждение солдатам в таком размере, что тебе очень сложно будет перенести такую нагрузку».

Литургия в Древней Греции

Литургии были реализацией принципа равенства, когда богатые должны были делиться с полисом и политией через систему добровольных пожертвований. Выражение «давать фору (платить «налог» эйсфору) так и осталось с тех пор в лексике Мира. Подобно тому, как в спорте более продвинутый атлет может дать фору более слабому для выравнивания шансов. Богатые платили больше и получали за это потенциально большие возможности. Многие богачи Афин не только не были против литургий, но считали честью и даже конкурировали за право давать деньги на строительство престижных объектов. Сократ говорил богатому греку: «Если ты когда-либо не выполнишь свой долг и не дашь денег, я знаю, что афиняне накажут тебя точно так, как если бы ты украл их собственность». Богатые греки делали дары, которые в 3 – 4 раза превышали нормативный размер. В литургиях участвовали и представители среднего класса. Публичное порицание за неучастие в данной традиции было мощным инструментом оказания давления. По сути дела, богатые люди получали активы в трастовое управление от города. Владение предполагало не только права, но и обязанности. Получилась система частного управления большими активами, что исключало присутствие бюрократии. Если городу нужен был мост, его строил богатый гражданин. Ему за это возносили почести.

Сегодня принципы финансирования «госрасходов» и управления «госактивами» принципиально изменились. Люди, которых постоянно «доят» чиновники, остаются анонимными (непубличными). Мотивация принципиально изменилась. В нашем обществе немыслимо, чтобы гражданин платил в 3 – 4 раза больше налогов, чем предусмотрено законом. Греки при помощи литургий строили цивилизацию без деспотии. В этой системе не было ухода от налогов. Она работала без принуждения. Следует отметить, что римляне в Римской РесПублике сохранили литургию.

Еще одной особенностью греческой налоговой системы было наличие института откупа. Городские власти заключали договор с частными лицами на сбор налогов в определенном месте. Для определения этих компаний поводились публичные аукционы. В политиях (городах – civitas) сбор налогов частными структурами был более эффективным и дешевыми, чем органами политии.

Откуп был крайняя форма гражданского капитализма. Это как будто нанять частную армию для ведения военных действий. Поскольку taxes в РесПублике невысоки, то собирать их не составляет большого труда. Для проверки работы частных сборщиков налогов греки придумали систему общественной бухгалтерии. В то время частные сборщики налогов не были насквозь коррумпированными. Они контролировались руководителями полисов или напрямую гражданами по жребию.

Позже во времена демократий и деспотий, они превратились в фискальных преступников. Ранние греки были бы удивлены, что их простое изобретение будет так сильно исковеркано и превращено в антиобщественный институт.

Источник